МОУ СОШ №32 «Эврика-развитие»

Начало  процесса  и этапы возрождения  казачества.

Несмотря на огромные людские, материальные, культурные потери в страшные годы гражданской войны, расказачивания, коллективизации, Великой Отечественной войны, донское казачество сохрани­лось, выстояло. Но ушедшее время и антиказачья политика государства не прошли для него бесслед­но. Большие изменения наблюдаются в сознании казаков и их потомков, в казачьей культуре, тра­дициях, обычаях, быту. Многое было утеряно. В такой ситуации думалось, что донского казачества как такового уже не существует. Однако в действи­тельности это было далеко не так.

В донских станицах и городах, в поселках и хуторах в Ростовской и Волгоградской областях (часть территории бывшего Войска Донского после гражданской войны без ведома казаков была пере­дана в состав Волгоградской области, которая тог­да называлась Царицинской губернией) проживало очень много казаков. Долгое время они не могли даже говорить о своем казачьем происхождении. Но большинство не забывало свои исторические ка­зачьи корни и то, что они - казаки. Кроме этого о существовании донского казачества, его богатой и самобытной культуре напоминали сохранившиеся в казачьих станицах и хуторах песни, танцы, обы­чаи. Существовали официальные ансамбли песни и пляски донских казаков. Но главное было в том, что казаки всегда помнили о своем казачьем про­исхождении, о своей принадлежности к славному казачьему роду-племени.

4.1. В конце 80-х гг. во многих городах и ста­ницах Дона начинается активная культурная и про­светительская деятельность небольших по числен­ности, но прочно объединенных казачьим духом и идеей возрождения казачества различных общест­венных и культурных казачьих организаций. Начи­нается процесс возрождения донского казачества, то есть восстановление утраченных черт казачества как народа, некоторых составных частей его само- сознания, культуры, традиций и быта.

30 июня 1990 г. в Москве состоялся Первый Большой учредительный круг казачества всей стра­ны, на котором было объявлено об образовании Союза казаков. На этом Круге присутствовали и делегаты донского казачества. Атаманом Союза избрали донского казака, уроженца ст. Нижне-Гниловской, А.Г. Мартынова.

В ноябре 1990 г. в Ростове-на-Дону состоялся съезд (Большой круг) казаков Дона. Его участники решили образовать Союз казаков Области Войска Донского. Были восстановлены традиционные сим­волы Войска Донского: донской флаг (сине-желто-красный), донской герб (олень, пронзенный стре­лой) и гимн донского казачества («Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон»). Делега­ты съезда утвердили Программу и Устав Союза ка­заков Области Войска Донского. Первым атаманом донского Союза казаков был избран М.М. Шолохов. Съезд (Круг) казаков Дона принял специаль­ное обращение ко всем донским казакам, которое называлось «Казачество, просыпайся!» В нем гово­рилось: «Донское казачество, просыпайся: судьба России не решается сама собой...Казачество, торо­пись! Главная задача: поднять каждого и объеди­ниться. Сыны некогда великого Дона! Наши пробле­мы мы можем решить только всем миром...Сыны Отечества! Восстановим честь казачьего имени и русское достоинство! Возродим уважение к старшим, почитание матери и отца, крепкой семьи. Поможем сиротам и немощным, инвалидам, солдатским вдо­вам и всем нуждающимся...Великий грех быть не­достойными своих предков, не чтить их памяти». И этот призыв был услышан казаками. Посте­пенно все больше и больше казаков начали актив­ную работу по возрождению казачества. В стани­цах и городах стали образовываться казачьи обще­ства. И всем стало ясно, что донские казаки жили, живут и будут жить, восстановят свою культуру, традиции, обычаи. Они и дальше будут трудиться на благо Дона и России, а если потребуется, то, как и их славные предки, грудью встанут на защиту своего Отечества.

В истории донского казачества начался новый этап.

4.2. Первый  этап  возрождения донского казачества  (1990-1991 гг.). После состоявшегося в 1990 г. съезда (Круга) казаков Дона и образования Союза казаков Области Войска Донского процесс возрождения Донского казачества обретает новую силу. В городах, станицах и поселках Рос­товской и Волгоградской областей, где живет ос­новная часть донских казаков, буквально с каж­дым днем росло число участников казачьего дви­жения. Стали создаваться непосредственно на мес­тах, в станицах и хуторах многочисленные ка­зачьи общества и организации (например, в стани­цах Боковской, Вешенской, Каргинской, Багаев-ской, городах Аксае, Новочеркасске, Морозовске, Ростове, во многих хуторах). Станичные казачьи общества объединяли всех желающих казаков и их потомков. На своих Кругах казаки избирали ата­манов станичных и хуторских обществ и членов правлений. Ими становились наиболее уважаемые казаки. Все члены казачьих обществ проводили боль­шую и полезную работу по возрождению казачества. В то же время реальных, закрепленных законами, прав они не имели. Поэтому встал вопрос о приня­тии специальных законов о казачестве. Кроме этого казаки добивались выделения казачьим земледель­ческим общинам земельных участков для занятия сельским хозяйством. Но земли им не давали.

Несколько лучше обстояло дело с развитием казачьей культуры. Особенно большие успехи в этой области были заметны в станицах и хуторах, рас­положенных в северных и центральных районах Ростовской области и на западе Волгоградской об­ласти. Стали отмечаться казачьи праздники. На­пример, 14 октября 1990 г. в Ростове-на-Дону состоялся большой казачий праздник. В 1991 г. отмечались памятные даты казачьей истории: 350-летие подвига донцов во время обороны Азова (Азовского осадного сидения), 350-летие станицы Вешенской.

В это время казаки и особенно представители казачьей интеллигенции немало сделали для изу­чения истории донского казачества. Особое вни­мание уделялось недостаточно или неточно изу­ченным страницам казачьей истории. Например, в полный голос заговорили о трагедии расказачивания в годы гражданской войны. Люди узнали правду о многочисленных убийствах и других пре­ступлениях большевиков против мирного казачь­его населения, запрещении многих казачьих обы­чаев, традиций, ношения казачьей формы, пере­именовании станиц в села.

На этом этапе было много трудностей и про­блем. Казаки не знали, что конкретно нужно де­лать для возрождения казачества. Не было планов работы. Отсутствовал необходимый опыт. Сказы­валось и противодействие со стороны противников казачьего возрождения, которые считали, что воз­рождать казачество не надо. Они мешали казакам в их работе.

Второй этап (1992-1997 гг.). На этом эта­пе движение за возрождение донского казачества стало более многочисленным. Оно приобретает большой авторитет и влияние. Представителей каза­чества избирают во многие местные, районные {и областные представительные органы власти. Те­перь интересы казаков могли отстаивать их депу­таты. Это позволило решить многие проблемы и трудные вопросы.

В некоторых сельских районах казачьим земледельческим обществам стали выделять землю занятия сельским хозяйством. Обсуждались вопросы о введении местного казачьего самоуправления в тех населенных пунктах, где казаки составляли больше половины жителей. Были планы организо­вать в армии особые казачьи полки, в которых дол­жны были служить только казаки. Но это не было осуществлено и осталось только на бумаге. В это же время успешно работали многие казачьи сель­скохозяйственные и промышленные предприятия. Казаки выращивали зерно, занимались животно­водством, производили продукты питания и про­мышленные товары.

Продолжалась большая работа по развитию культуры казачества. Многие культурные традиции, обряды, песни, танцы вспоминались и восстанавливались. Донские казаки стали широко отме­чать свои традиционные казачьи и важные религи­озные праздники. Большой праздник казаков -День Войска Донского - ежегодно отмечался 14 ок­тября. С казачьей культурой знакомили и подрас­тающее поколение.

В то же время казачье движение столкнулось и с новыми трудностями. Увидев в казаках серьезную силу, разные политические партии захотели привлечь их на свою сторону. Часть казаков, осо­бенно из числа их руководства, стала сотрудничать с ними. Это приводило к расколу казаков и всего казачьего движения и вредило делу возрождения казачества.

Третий этап (1997 г. - настоящее время).

Новый этап в процессе возрождения казачества на­чался в 1997 г. В этом году появились законы о привлечении казаков на различную государствен­ную службу. Но эта идея по-разному была воспри­нята казаками. Одни ее активно поддерживали, дру­гие отнеслись к ней с недоверием. Теперь казаки получили возможность работать в государственных органах, служить в армии, на пограничных заста­вах, охранять важные объекты, природу. Несмотря на существующие различия и проти­воречия, все казаки прежде всего должны быть еди­ны, хорошо трудиться и приносить конкретную пользу общему делу возрождения донского каза­чества.

4.3. Весной 1989 года группа волгодонцев, казаков по происхождению, собралась в редакции газеты "Волгодонская правда" (ныне "Вечерний Волгодонск") с целью возрождения казачьего движения. По поручению инициативной группы трое казаков: Геннадии Забазнов, Егор Обухов и Юрий Худяков съездили в г.Суровикино Волгоградской области, где уже существовала казачья ассоциация "Дон", встретились с атаманом В.Мошняковым, ознакомились с уставом этой организации.
20 января 1990 года был утвержден устав общества "Донской казачий круг" с центром в г.Волгодонске. К. весне того года уже существовали "Шолоховский круг", Донской военно-исторический клуб им.М.Платова, клуб "Думенковцы-мироновцы", общество "Вешенский станичный круг" и другие. 16 мая 1990 года исполком Волгодонского городского Совета народных депутатов утвердил устав историко-культурного общества "Донской казачий круг", председателем временного комитета которого был назначен Иван Иванович Дедов. А ровно через месяц - 16 июня - во Дворце культуры "Юность" состоялся Большой казачий круг, на котором помимо казаков хуторов и станиц Первого Донского округа присутствовали посланцы Новочеркасска, Ростова, Краснодара, Суровикино, Шахт, почти всех бывших округов Области Войска Донского.
Открывая круг, первый атаман Волгодонска Виктор Черкасов сказал: - Во всех 14 казачествах России создаются общества, круги, ассоциации, землячества. Но все они корнями уходят сюда, на Дон. Сегодня эти корни, которые десятками лет вырубались шашками, выжигались огнем, дали всходы, и всем нам важно, чтобы весенние всходы апреля 85-го небыли заглушены политическим чертополохом, не загнаны в национальные закутки, не оболганы мнимыми радетелями перемен... Наша забота - вырастить эти всходы вольнодумства, свободолюбия, превратить их в защиту стариков, в надежду для всех жителей Дона, веру для молодежи...
На Большом круге с докладом об истории российского казачества выступил кандидат исторических наук, преподаватель Волгодонского филиала НПИ Иван Дедов. С уложением (уставом), программой деятельности "Донского казачьего круга" выступили члены правления Владимир Тормосин и Николай Лукьянов.
Программа предусматривала переименование Ростовской области в Донскую, восстановление исторических названий городов и станиц, создание режима наибольшего благоприятствования лицам, желающим организовать общины, товарищества, другие хозяйственные структуры по возрождению казачьих, промыслов, добиться прекращения строительства Ростовской АЭС, канала Волго-Дон-
II, а от правительства Украины - загрязнения вод Северского Донца, введения обязательного преподавания истории Дона а средних школах области, установить памятники выдающимся донским казакам, восстановить традиционный праздник "День Дона" и т д.
На Большом круге, который продолжался почти весь день, выступило немало казаков со всей области. Ведь почти 70 лет не собирались казачьи круга на Дону (они были запрещены еще императором Николаем
II до мировой войны).
Состоялись выборы окружного атамана и членов правления. Первым атаманом Первого Донскою казачьего округа на альтернативной основе был избран казак станицы Цимлянской, виноградарь, преподаватель ВФ НИИ Николай Петрович Лукьянов...
С тех лет прошло ровно пять лет. Давно уже ушли те романтичность и воодушевленность, которые царили в первые месяцы начала возрождения казачества в нашем и неоднократно, атаманы города, округов, в целом Области Войска Донского, зачастую, к власти приходили случайные люди с экстремистскими взглядами, Волгодонские казаки успели понюхать порох в Приднестровье, Абхазии, Югославии, некоторые полегай на нолях этих сражений конца
XX века, по-прежнему в казачьем ДВИЖЕНИИ разброд и шатания, нет организующего центра. Политологи утверждают, что нынешний год явится решающим в становлении казачества России.

Донское казачество

Hosted by uCoz