МОУ СОШ №32 «Эврика-развитие» |
Начало процесса и этапы возрождения казачества. |
Несмотря на огромные людские, материальные, культурные потери в страшные годы гражданской войны, расказачивания, коллективизации, Великой Отечественной войны, донское казачество сохранилось, выстояло. Но ушедшее время и антиказачья политика государства не прошли для него бесследно. Большие изменения наблюдаются в сознании казаков и их потомков, в казачьей культуре, традициях, обычаях, быту. Многое было утеряно. В такой ситуации думалось, что донского казачества как такового уже не существует. Однако в действительности это было далеко не так. В донских станицах и городах, в поселках и хуторах в Ростовской и Волгоградской областях (часть территории бывшего Войска Донского после гражданской войны без ведома казаков была передана в состав Волгоградской области, которая тогда называлась Царицинской губернией) проживало очень много казаков. Долгое время они не могли даже говорить о своем казачьем происхождении. Но большинство не забывало свои исторические казачьи корни и то, что они - казаки. Кроме этого о существовании донского казачества, его богатой и самобытной культуре напоминали сохранившиеся в казачьих станицах и хуторах песни, танцы, обычаи. Существовали официальные ансамбли песни и пляски донских казаков. Но главное было в том, что казаки всегда помнили о своем казачьем происхождении, о своей принадлежности к славному казачьему роду-племени. 4.1. В конце 80-х гг. во многих городах и станицах Дона начинается активная культурная и просветительская деятельность небольших по численности, но прочно объединенных казачьим духом и идеей возрождения казачества различных общественных и культурных казачьих организаций. Начинается процесс возрождения донского казачества, то есть восстановление утраченных черт казачества как народа, некоторых составных частей его само- • сознания, культуры, традиций и быта. 30 июня 1990 г. в Москве состоялся Первый Большой учредительный круг казачества всей страны, на котором было объявлено об образовании Союза казаков. На этом Круге присутствовали и делегаты донского казачества. Атаманом Союза избрали донского казака, уроженца ст. Нижне-Гниловской, А.Г. Мартынова. В ноябре 1990 г. в Ростове-на-Дону состоялся съезд (Большой круг) казаков Дона. Его участники решили образовать Союз казаков Области Войска Донского. Были восстановлены традиционные символы Войска Донского: донской флаг (сине-желто-красный), донской герб (олень, пронзенный стрелой) и гимн донского казачества («Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон»). Делегаты съезда утвердили Программу и Устав Союза казаков Области Войска Донского. Первым атаманом донского Союза казаков был избран М.М. Шолохов. Съезд (Круг) казаков Дона принял специальное обращение ко всем донским казакам, которое называлось «Казачество, просыпайся!» В нем говорилось: «Донское казачество, просыпайся: судьба России не решается сама собой...Казачество, торопись! Главная задача: поднять каждого и объединиться. Сыны некогда великого Дона! Наши проблемы мы можем решить только всем миром...Сыны Отечества! Восстановим честь казачьего имени и русское достоинство! Возродим уважение к старшим, почитание матери и отца, крепкой семьи. Поможем сиротам и немощным, инвалидам, солдатским вдовам и всем нуждающимся...Великий грех быть недостойными своих предков, не чтить их памяти». И этот призыв был услышан казаками. Постепенно все больше и больше казаков начали активную работу по возрождению казачества. В станицах и городах стали образовываться казачьи общества. И всем стало ясно, что донские казаки жили, живут и будут жить, восстановят свою культуру, традиции, обычаи. Они и дальше будут трудиться на благо Дона и России, а если потребуется, то, как и их славные предки, грудью встанут на защиту своего Отечества. В истории донского казачества начался новый этап. 4.2. Первый этап возрождения донского казачества (1990-1991 гг.). После состоявшегося в 1990 г. съезда (Круга) казаков Дона и образования Союза казаков Области Войска Донского процесс возрождения Донского казачества обретает новую силу. В городах, станицах и поселках Ростовской и Волгоградской областей, где живет основная часть донских казаков, буквально с каждым днем росло число участников казачьего движения. Стали создаваться непосредственно на местах, в станицах и хуторах многочисленные казачьи общества и организации (например, в станицах Боковской, Вешенской, Каргинской, Багаев-ской, городах Аксае, Новочеркасске, Морозовске, Ростове, во многих хуторах). Станичные казачьи общества объединяли всех желающих казаков и их потомков. На своих Кругах казаки избирали атаманов станичных и хуторских обществ и членов правлений. Ими становились наиболее уважаемые казаки. Все члены казачьих обществ проводили большую и полезную работу по возрождению казачества. В то же время реальных, закрепленных законами, прав они не имели. Поэтому встал вопрос о принятии специальных законов о казачестве. Кроме этого казаки добивались выделения казачьим земледельческим общинам земельных участков для занятия сельским хозяйством. Но земли им не давали. Несколько лучше обстояло дело с развитием казачьей культуры. Особенно большие успехи в этой области были заметны в станицах и хуторах, расположенных в северных и центральных районах Ростовской области и на западе Волгоградской области. Стали отмечаться казачьи праздники. Например, 14 октября 1990 г. в Ростове-на-Дону состоялся большой казачий праздник. В 1991 г. отмечались памятные даты казачьей истории: 350-летие подвига донцов во время обороны Азова (Азовского осадного сидения), 350-летие станицы Вешенской. В это время казаки и особенно представители казачьей интеллигенции немало сделали для изучения истории донского казачества. Особое внимание уделялось недостаточно или неточно изученным страницам казачьей истории. Например, в полный голос заговорили о трагедии расказачивания в годы гражданской войны. Люди узнали правду о многочисленных убийствах и других преступлениях большевиков против мирного казачьего населения, запрещении многих казачьих обычаев, традиций, ношения казачьей формы, переименовании станиц в села. На этом этапе было много трудностей и проблем. Казаки не знали, что конкретно нужно делать для возрождения казачества. Не было планов работы. Отсутствовал необходимый опыт. Сказывалось и противодействие со стороны противников казачьего возрождения, которые считали, что возрождать казачество не надо. Они мешали казакам в их работе. Второй этап (1992-1997 гг.). На этом этапе движение за возрождение донского казачества стало более многочисленным. Оно приобретает большой авторитет и влияние. Представителей казачества избирают во многие местные, районные {и областные представительные органы власти. Теперь интересы казаков могли отстаивать их депутаты. Это позволило решить многие проблемы и трудные вопросы. В некоторых сельских районах казачьим земледельческим обществам стали выделять землю занятия сельским хозяйством. Обсуждались вопросы о введении местного казачьего самоуправления в тех населенных пунктах, где казаки составляли больше половины жителей. Были планы организовать в армии особые казачьи полки, в которых должны были служить только казаки. Но это не было осуществлено и осталось только на бумаге. В это же время успешно работали многие казачьи сельскохозяйственные и промышленные предприятия. Казаки выращивали зерно, занимались животноводством, производили продукты питания и промышленные товары. Продолжалась большая работа по развитию культуры казачества. Многие культурные традиции, обряды, песни, танцы вспоминались и восстанавливались. Донские казаки стали широко отмечать свои традиционные казачьи и важные религиозные праздники. Большой праздник казаков -День Войска Донского - ежегодно отмечался 14 октября. С казачьей культурой знакомили и подрастающее поколение. В то же время казачье движение столкнулось и с новыми трудностями. Увидев в казаках серьезную силу, разные политические партии захотели привлечь их на свою сторону. Часть казаков, особенно из числа их руководства, стала сотрудничать с ними. Это приводило к расколу казаков и всего казачьего движения и вредило делу возрождения казачества. Третий этап (1997 г. - настоящее время). Новый этап в процессе возрождения казачества начался в 1997 г. В этом году появились законы о привлечении казаков на различную государственную службу. Но эта идея по-разному была воспринята казаками. Одни ее активно поддерживали, другие отнеслись к ней с недоверием. Теперь казаки получили возможность работать в государственных органах, служить в армии, на пограничных заставах, охранять важные объекты, природу. Несмотря на существующие различия и противоречия, все казаки прежде всего должны быть едины, хорошо трудиться и приносить конкретную пользу общему делу возрождения донского казачества. 4.3. Весной 1989 года группа волгодонцев, казаков по происхождению, собралась в редакции газеты "Волгодонская правда" (ныне "Вечерний Волгодонск") с целью возрождения казачьего движения. По поручению инициативной группы трое казаков: Геннадии Забазнов, Егор Обухов и Юрий Худяков съездили в г.Суровикино Волгоградской области, где уже существовала казачья ассоциация "Дон", встретились с атаманом В.Мошняковым, ознакомились с уставом этой организации. |
Донское казачество |