МОУ СОШ №32 «Эврика-развитие

Быт и казачья культура второй половины XX в. 

Подпись: Бытовой уклад казаков во второй половине XX в. сохранился отчасти лишь в сельской местности. Здесь многое зависело от того, каков был приток жителей из других регионов страны, насколько крепким было коллективное хозяйство (колхоз/совхоз) и от многих других обстоятельств
Постепенно в казачий быт внедрялись достижения цивилизации - водопровод, газопровод. Привычными становятся радио и телевидение. Последнее все больше заполняет вечерний досуг семейных станичников и хуторян, оказывая естественное влияние на культуру и образ мыслей.
Чрезвычайно редко встречаются бытовые предметы (мебель, посуда, различные приспособления), изготовленные кустарно (мастерами). Заводское и фабричное производство через торговую сеть обеспечило сельского жителя всем необходимым.
Динамичными были процессы развития традиционной духовной культуры. Можно выделить четыре периода, когда тен­денции несколько видоизменялись. 
1) В первый период (50-е - середина 60-х гг.) еще были живы свидетели трагических событий революции, казаки, вое­вавшие на фронтах первой мировой войны. Фольклористы и этнографы  отмечали хорошую сохранность мужского пения и ощущение казаками привычной связи с конем. Мужчины-песенники Верхнего Дона прекрасно поют протяжные («тяглые») и походные военные песни. О том, что основной репертуар исконно казачьих песен еще помнили в эти годы, свидетельствуют и изданные сборники. Как и в старину на ярмарках, по воскресеньям «...пели на рынке, став в кружок...все мерно покачивались и, казалось, рассказывали друг другу о чем-то важном». В казачьих хорах не было женской группы. Допускалось участие исполнительницы верхнего солирующего подголоска - «дишканта».
Собиратели фольклора записывали множество частушек и переделок старинных песен применительно к событиям современности («Слава всем героям Дона», «Собирался Гитлер проклятый» и др.). Наряду с песенным фольклором, развитие получают «народные театры», пропагандировавшие произведения М.А. Шолохова, а также ставившие небольшие спектакли на «злобу дня». Наиболее известен театр станицы Вешенской.
2) Конец 60-х- 70-е гг. отмечены усилением роли организованных форм передачи традиций в художественной самодеятельности. При сельских клу­бах создаются хоры, которые принимают участие в праздниках, фестивалях, выезжают с концертами в крупные города. На Дону таким фестивалем стала «Донская музыкальная весна». Отличительной особенностью этих коллективов было то, что в них собирались знатоки и любители казачьей старины - не только песни, но и быта, истории. Руко­водитель, нередко рядовой станичник (станичница), выполнял функцию организатора, вел тетрадь репертуара.
Едва ли не ведущую роль в передаче традиций стали выполнять женщины-казачки. В связи с этим репертуар хоров пополняется обрядовыми свадебными и хороводными песнями, поздней городской лирикой.
Возможность общения с коллективами из других районов приводит к обмену репертуаром. В «заветных» тетрадях со словами песен, которые моно найти у любого руководителя, до трети «перенятых» на фольклорных праздниках за пределами родной станицы или хутора.
3) Новый период, отличающийся широкой попу­ляризацией казачьей культуры, связан с зарождением молодежного фольклорного движения в городах. Особенно активно оно развивалось в конце 70-х и в 80-е гг. В рамках этого направления во многих крупных городах России появились фольклорные ансамбли.
С 1984 г. проводятся фольклорные праздники в станице Старочеркасской, а с 1985 г. — в Вешенской («Шолоховская весна»). В них принимают участие городские и сельские самодеятельные и про­фессиональные коллективы. На студии телевизионных фильмов в Ростове-на-Дону режиссер Е. Иващенко создает несколько музыкальных лент: о Государственном ансамбле песни и пляски донских казаков под руководством А. Квасова, о праздниках в станице Старочеркасской «В Старочеркасскую на праздник». Значителен фонд звукозаписей казачьего фольклора на Ростовском радио.
4) Интересные явления в казачьей культуре отмечены в 90-е гг., когда развитие получает движение возрождения казачества. Передатчиками, распространителями и пропагандистами ее становятся казачьи общества в городах, станицах и хуторах. Поставив одной из задач деятельности духовное возрождение, они организовали церковные приходы, помогли восстановить разрушенные и возвести новые храмы, способствовали распространению литературы об истории, быте и культурных традициях донских казаков.
Возрастает роль в передаче культурных традиций письменных и других источников информации (сборники песен, аудио- и видеозаписи).
Во многих станичных обществах организованы фольклорные ансамбли, и любой казак вправе присутствовать на занятиях, послушать песни, попеть, поплясать.
В традиционной песенной культуре донских казаков мы можем найти много общего с традициями южнорусских областей России, и, отчасти, украинской культурой. В то же время пению казаков присущи и ярко выраженные самобытные черты, сформи­рованные совокупностью условий бытования, особенностями стиля и приемами исполнения.
Так, в репертуаре местных этнографических коллективов Волгоградской области присутствует, прежде всего большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Протяжные местные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчины или передают переживания мужчины.
В рамках движения возрождения казачества создаются профессиональные художественные коллективы (ансамбли, театры). Большой вклад в пропаганду донской культуры вносят писатели, поэты, художники, актеры казачьего происхождения (В. Закруткин, А. Калинин, В. Фролов, А. Дьяков, Б. Пустоветов, М. Соколенко, М. Бушнов, Н. Сорокин и многие другие), работники радио, телевидения, прессы (А. Ансимов, Э. Шлыков, Г. Губанов). Сотрудничают с популярными изданиями донские ученые.
Очень важно, что движение охватило и места коренного проживания казаков. Это позволяет видеть в нем перспективу получения реальных результатов. Здесь велика роль созданных казачьих учебных заведений - гимназий, школ, кадетских корпусов.

Видео «Концерт казачьей песни»
Видео «Выступление ансамбля «Криница»
Казачьи песни:
№1
№2
№3
№4
№5
№6
Hosted by uCoz