МОУ СОШ №32 «Эврика-развитие»

Быт, обычаи донских казаков второй половины XIX в.

Жизнь казака в XIX в. сопровождалась многими действиями, установленными традицией. Продолжают существовать и видоизменяться казачьи обычаи, связанные с воинской службой. Широко распространяются земледельческие обряды, отражающие изменения в хозяйственном укладе, зависимость материального благополучия от производ­ства на земле. Происходит своеобразное перераспределение ролей в отношениях общины и семьи, приводящее к возрастанию роли последней.

Изменяются и некоторые особенности, связанные с бытом донских казаком.

1. Во внутреннем убранстве дома казаки многое восприняли от горцев, татар и других народов. Стены «горницы» (или зала) украшали ковры. На них разве­шивали оружие и конскую сбрую. На свободных участках помещали семейные портреты и картины. В одном из углов комнаты оформлялся «святой угол» с иконами. Под иконами ставили столик, покрытый скатертью, где лежали церковные книги. В горнице имелся шкаф для посуды, в котором размещались самые ценные фарфоровые, стеклянные и серебряные предметы.

В повседневности пользовались глиняной («махотками», «макитрами», кувшинами, чашками (мисками)) и металлической посудой (ножи, ложки, щипцы), кофейниками, самоварами. В любом доме была хотя бы одна редкая вещица, привезенная казаком издалека (медные и серебряные сосуды, блюда, художественное стекло и пр.).

Во 2-й половине XIX в. казаки гораздо большее внимание уделяют устроенности быта. Обновляются привычные и появляются неизвестные ранее предметы и механизмы. Развивается специализация в различных видах хозяйственной деятельности. В станицах селятся иногородние торговцы и ремесленники, предлагающие казакам услуги. Статистические данные о населении станиц показывают, что в 70-е гг. использовался труд печников, плотников, столяров, кузнецов, овчинников, постовалов, портных. В 90-е гг. к ним добавляются модистки, сапожники, бондари, слесари, извозчики, а в начале XX в. и белошвейки, шапочники, медники, жестянщики, каретники и пр.

На смену привозной мебели, утвари и одежде приходят вещи местного изготовления на заказ, с учетом вкуса потребителя. Появляются вместо лавок стулья, разнообразные шкафы, сундуки, комоды, угловые столики и многое другое.

В качестве материалов для пошива одежды используются чаще не домотканые, а покупные фабричные ткани: шерстяные - сукно, кашемир; хлопчатобумажные - нанка, миткаль. Льняные холсты использовали для домашней рабочей одежды. В праздничных нарядах нередки были дорогая парча, атлас, шелковый батист.

2. Пища казаков во 2-й половине XIX в. изменилась по составу. Расширение сельскохозяйственного производства, возделывание овощей, разведение фруктовых садов, домашнее птицеводство - все это не могло не сказаться на характере питания.

В приготовлении пищи, способах заготовки припасов казаки использовали опыт русской и украинской кухни и навыки, присущие кочевым степным и горским народам.

Как и в русской кухне, значительное место занимали мучные блюда. Выпекалось несколько типов хлеба: пшеничный из кислого теста, «подовой» и «формовой». В качестве сквашивающего элемента использовались дрожжи и шишки хмеля (в станицах по Донцу). В дорогу и в поле брали пресные хлебные лепешки. Из теста пекли закрытые пироги (круглики) с начинкой из рыбы, мяса, яиц, риса с изюмом; пирожки разной формы, которая зависела от начинки, ватрушки («копытца с творогом»). Разнообразны были фруктовые и овощные начинки (тыква, фасоль, капуста); зимой — измельченные сухофрукты с медом или вареньем, летом на Нижнем Дону - свежие вишни, яблоки, абрикосы; на Верхнем, кроме того, лесные ягоды. Из пирожкового теста делали хворост, пышки. Блинам из кислого теста предпочитали тонкие блинцы на молоке. К некоторым пирогам подавали топленое мас­ло, в которое обмакивали ломоть, к пирожкам и блинам - каймак (пенки топленого молока), моченый терн с сахаром. Тесто на вареники замешива­ли на простокваше или пахте (сыворотке), а излюбленной начинкой был творог («сыр»). В любом доме готовили лапшу. Из нее варили жидкое блюдо на курином бульоне или запеченный лапшевник с яйцами, маслом. Пекли сдобу и без начинки - витушки (на свадьбу - шишки), калачи, караваи.

Молоко и молочные продукты употребляли в разных видах. Существовало несколько способов приготовления топленого молока и каймака (пенок с него), которые добавляли на Нижнем Дону в кофе и повсеместно - в чай, называя его «калмыцким».

Любили квашеное молоко («откидное», или по-татарски «сюзьма»), отделенное от сыворотки. Из это­го молока легко приготавливался творог («сыр»). Ели сметану и масло, которое хранили в топленом виде.

В повседневной и обрядовой пище использова­лись куриные яйца. Круто сваренными их брали в дорогу. Много яиц готовили на Пасху и Троицу. Сырые яйца запускали в супы, добавляли в начинку (картофельную, капустную, крупяную), заливали ими жареный картофель, на них замешивали тесто.

Мясо (чаще говядина) использовалось в приготовлении первых блюд (борщ, щи, супы). Из вто­рых блюд наиболее популярно было жаркое. Жирная свинина (окорок) заготавливалась в виде солонины. На святки принято было делать колбасы. На праздники готовился холодец из головы и ножек животного (коровы, свиньи).

Из птицы особой популярностью пользовались куры, утки и гуси, зажариваемые целиком (иногда с начинкой из каши, с рублеными потрохами). В необрядовых ситуациях допускалась разделка тушки. Птица была обязательным атрибутом праздничного стола и обрядов второго дня свадьбы. Здесь запеченная курица и блины являлись подношением молодым от матери невесты.

Рыба занимала значительное место в рационе донских казаков, особенно низовых. Питались ею круглый год, поскольку независимо от путины в запасе была вяленая (засоленная и высушенная на ветру). Размоченную или проваренную ее употреб­ляли с картофелем или квасом и луком в пост. Из жирной рыбы делали балык. В свежем виде она шла на уху (у низовцев - щербу), жарили филе су­дака, сазана. Мелкую рыбку (шемаю) пережаривали в равных частях с луком. Распространены были различные маринады (томатная заливка, маринад с уксусом и кореньями). Рыбу запекали целиком; использовали в качестве начинки для пирогов.

Бахчевые культуры выращивались на Дону давно. Тыква шла на приготовление каш (с рисом и молоком), ее запекали, использовали для начинок. Арбузы не только ели как лакомство с медом, свежими, но и солили и варили из них мед (нардек).

Многие фрукты в жаркие дни заготавливались высушиванием. Узвары из сухофруктов отлично утоляли жажду.

На Нижнем Дону широко употреблялись блюда с овощами, такие как дулма (долма) и др. Мно­жество овощей засаливали на зиму (капуста, огурцы, помидоры, баклажаны).

В конце XIX в. отмечено преобладание в пище дичи. Расширяется ассортимент блюд из теста, овощей и фруктов.

3. Воинская обрядность имела несколько типичных форм, среди которых важнейшими были проводы и встреча казака со службы.  

А)  Проводы казака на действительную службу включали прощание с родом. Со всех хуторов съезжались родственники. Новобранца сажали под иконы, гости пели военные песни, произносили напутствия. В кругу близких отец благословлял иконой становившегося на коле­ни сына: «Не посрами казачьей чести», или: «Не посрами Тихого Дона и звания казачьего».

Принято было, чтобы казак имел при себе ладанку - сумочку с горстью родной земли и переписанной молитвой. В расшитом мешочке помещался образок (иконка). Все вместе привязывалось к нательному кресту и должно было оградить воина от ранений и другой беды.

Казак целовал иконы, прощался с отцом, матерью и женой, выходил, пятясь и крестясь, из дома. Во дворе жена или отец подводили оседланного коня, кто-либо из родственников подавал оружие. Обязательными были какие-нибудь действия при выезде из ворот - стрельба в землю у воротного столба, перескакивание через какой-то предмет. Большое значение придавалось в этот момент приметам поведения коня, как бы предвещавшим судьбу слу­живого. За пределами двора новобранцы соединялись в церкви, где служился молебен, после чего начиналось движение к условному рубежу селения.

Здесь стояли столы с угощением для станичников, а уходящие из дома казаки демонстрировали свою удаль (джигитовали), состязались в умении владеть оружием, управлять конем, демонстрировали снаряжение.

В станицах и хуторах, расположенных по течению Дона, прощались и с самим «кормильцем Доном Ивановичем».

Завершался этот этап построением, выстрелом в воздух и стремительной скачкой в поле.

Б) Встреча с родным краем начиналась с одаривания Дона предметами личной экипировки. В Дон бросали фуражки, рубахи, шаровары... Приближа­ясь к дому, казаки через определенные промежутки времени производили выстрелы в воздух, здоровались с Доном и Донцом, станичниками, родны­ми. Войдя в дом, казак целовал иконы, затем обнимал отца, мать, жену и детей. По случаю возвращения казаков устраивались молебен и станичное угощение. Наступало время исполнения обетов, данных при уходе. Церкви дарили иконы, оклады, колокола.

Обряд встречи - это зеркальное отражение проводов. Нетрудно заметить, что обряды вбирают в себя элементы ритуалов, некогда существовавших обособленно (например, в XVIII в. особо отмечался переход казака в другую возрастную группу).

4. Свадебные ритуалы донских казаков, отличавшиеся особой развитостью и красочностью, во 2-й половине XIX в. испытывают в силу значительного притока неказачьего населения различные влияния.

Донская свадьба, несмотря на местные отличия, в общих чертах совпадает с великорусской. С ней ее связывает общая структура, включающая сватовство (рукобитье или сговоры - соответствуют по смыслу помолвке), местоглядение («смотрят грубу», место, «попялишша»), «сидение» невесты или «неделя», вечеринки, девичник у невесты и прощальный вечер у жениха, сборы к свадебному поезду и подготовка к венчанию, застолье у невесты, отъезд к венцу, встреча молодых в доме жениха, свадебное застолье у жениха, дары, обряды второго дня («каравайные обеды») и различные обряды, заключающие свадьбу.

Основные моменты свадьбы отмечают специальными песнями, исполняемыми подругами невесты и приглашенными певицами. Условно песни могут быть подразделены на три группы: «контактные» сопровождающие совместные действия Двух родов, «прощальные» (поют невесте весь период до утра свадебного дня), «величальные». Не­веста не поет, а причитает на утренней и вечерней заре, прощается на кладбище с умершими родственниками.

В обряде имеются многочисленные предметные символы: ритуальное печиво - каравай или калач, каравайные детки - шишки, витушки, символизирующие плодородие, богатство и благополучие; свадебное деревце (ветка), иногда украшающее каравай (тогда очищенные ветки оборачиваются тестом и запекаются), ветка калины - говорящая о невин­ности невесты и продолжении ею рода; курица, по­являющаяся в обряде живой и в виде обрядовой пищи новобрачных («горбунок»), подушки - как ритуальный дар, имеющий брачное, связующее значение, и многие другие.

К своеобразным казачьим чертам ритуала можно отнести наличие в составе поезжан свадебного кортежа - так называемого «храброго поезда» -отряда верховых молодых казаков, сопровождающих жениха на пути к дому невесты, к церкви и к своему дому после венчания. Жених и казаки ска­чут верхом, поют воинские песни, стреляют в воздух.

Второй, не имеющий аналогий, обряд - «подушки» - шествие женщин с подушками в дом же­ниха, сопровождаемое пением и плясками.

Третий своеобразный момент казачьей свадьбы - роль мужчин в обрядах второго дня («каравайных обедах»). Они пели былинные и исторические песни, развлекали гостей небылицами и скоморошинами, а также демонстрировали искусство борьбы («на поясках»).

5. Сезонно приуроченные действия, отражающие связь человека с природой, его стремление воздействовать на благопри­ятный исход в получении урожая, широко распространяются по мере вовлечения казаков в сельскохозяйственное производство.

Как и в русской традиции, особое место в календарной обрядности играли зимние святки и масленица. На святках возрастает роль обходов дво­ров разными компаниями на Рождество и под Новый год. В эти действия вовлекаются молодые пар­ня и девушки, семейные мужчины и их жены. Та­кие смешанные ватаги не только славили Христа песнопением (тропарем) «Рождество твое Христе, боже наш», но и колядовали, щедровали, в районах Верхнего Дона «кликали Авсень». В новогоднюю ночь (отмечаемую по старому стилю, т.е. 13-14 ян­варя) было распространено ряженье. Надевали мас­ки животных, шубы - мехом наверх, носили череп коня на шесте. Ряженые скакали, хрюкали, кука­рекали и пр., чтобы водилась у хозяев всякая жив­ность (скот, домашняя птица). Молодежь гадала о будущем. Поскольку на святках собирался Вой­сковой круг и происходили выборы атаманов в ста­ницах и хуторах, не обходилось и без мужских воинственных развлечений.

На масленичной неделе, как и на Руси, устраивали катание на санях, соединенных «цугом» (цепочкой друг за другом) и усиленной уп­ряжкой лошадей, скатывание с обледенелых горок (для этого их обливали водой).

В станицах по Дону ходили «танками» по улице. Ватага шеренгой, приплясывая, с пением песни, двигалась к центру ста­ницы, впереди шли две плясуньи. На площади образовывался круг, который «раскручивался» против солнца. Пляшущие выбивали ногами дробные ритмы.

Кулачные бои («кулачки») начинали подростки (например, улица на улицу), затем в сражение вступали взрослые мужчины, приходя на помощь молодым людям.

Во многих донских станицах весной девушки и молодые женщины, у которых мужья служили в армии (жалмерки), водили хороводы («карагоды»). Большей частью они приурочивались к Красной горке (первому воскресенью после Пасхи). На Верхнем Дону они имели характер игр или церемони­альных шествий. «Просо», «Мак», «Грушица» воспроизводят в игровых действиях рост, созревание урожая. В некоторых хороводах имитировалось поведение птиц и животных («Селезень за уткой гонит», «У перепелки головка болит», «Где побывал ты, наш черный баран»).

В пасхальную неделю было много игр, в которых основными предметами служили яйца и кости (альчик, айданчик), также любили раскачиваться на релях (« качелях »).

Из летних праздников по-прежнему наиболее развитая обрядность характерна была для Троицы. Хороводы по улицам, в которых участвовало до 50 человек (в 5 рядов), украшение троицкого дерева, гадания на венках, женские компании с риту­альным угощением - особым образом приготовлен­ной яичницей, красным вином и пр. Полы в домах и храмах устилали скошенной травой.

Приуроченность обрядовых действий к другим датам чаще носит местный характер, связана с престольными праздниками (чествованием того свя­того, в честь которого освящен основной престол храма).

Hosted by uCoz