МОУ СОШ №32 «Эврика-развитие»

Быт и нравы донских казаков в XVIII

Подпись: Изменения в положении казаков в XVIII в. при­вели к быстрому преобразованию быта. По мнению В. Д. Сухорукова, со взятием Азова и запретом ка­закам предпринимать морские и сухопутные набе­ги их природная «деятельность» «не находя для себя пищи в немногих военных занятиях вне жи­лищ, обратилась на житейский круг».
1. Совершенно по-новому показаны историками семейные отношения. Церков­ное венчание стало обязательным, и нельзя было как раньше на Круге развестись с женой. О том, что браки все еще заключались многократно, свидетель­ствует грамота Елизаветы Петровны от 1745 г., в которой казакам запрещалось жениться более 4 раз.
Свадебный обряд усложнился. Е. Нательников называет свадебные чины: дружка (распорядителя от жениха), полудружья (помощника), свахи, повозника (управляющего запряженными в повозку лошадьми), храброго поезда (отряда верховых ка­заков, сопровождающего жениха в пути за невес­той и «от венца»). Все они известны и в XX в. Собственно казачьим является определение «храбрый поезд» , хотя традиция сопровождения жениха вер­хом на конях известна по записям русского (XVI в.) и украинского (XVII в.) обряда.
В. Д. Сухоруков в очерке «Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях» описал обычаи, связанные с рождением ребенка: о пребывании ма­тери и ребенка вне дома до 40 дней (явление, характерное для горцев Кавказа), одаривании мла­денца оружием «на зубок», о пострижинах его на 40 день («Когда ... мать, взяв в церкви очистительную молитву, возвращалась с ребенком домой, отец надевал на него какую-нибудь саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок и, возвращая сына матери, поздравлял ее с казаком»). О древности этого обычая говорит упоминание в Лаврентьевской летописи о пострижении князем сидящего на коне маленького сына.
О даровании храбрости казаку молились Иоанну-воину, привозя мальчика (у которого прореза­лись зубы) на молебен в церковь. По словам В.Д. Сухорукова, «трехлетние уже сами ездили на лошадях по двору, а в пять лет бесстрашно скака­ли по улицам и участвовали в детских маневрах».
2.  Мальчики до 15 лет не показывались в переписях и вообще бегали без исподников. Юноши проводили время, упражняясь в стрельбе из лука или ружья, джигитовке, участво­вали в охоте. С 17 лет они именовались малолетками и готовились к службе, в 19 лет зачислялись в служилые казаки. Войсковой атаман проводил смотр, на котором оценивались навыки, обмундирование и вооружение. По указу от 31 декабря 1765 г. от казаков требовалось, чтобы «на всякий случай потребное по их обряду ружье, лошадей и прочее исправно имели».
В течение двух недель или месяца юноши уп­ражнялись в верховой езде, стрельбе на скаку, джигитовке, бое плетьми, переплывали в полном во­оружении реку. Лучшие получали поощрительные призы — оружие, уздечку и др. За это время моло­дежь проходила испытание и в итоге переходила в другую возрастную и социальную группу. Поэтому подобные смотры могут быть приравнены к древ­ним ритуалам посвящения в новых организацион­ных условиях.
Элементы воинских ритуалов были очень сильны в поминальной обрядности. Уже у А.И. Ригельмана находим описание поминовения на сырной неделе (масленице) убитых: «...Куда почти все, ис­ключая самых старых и малых, выезжают и по отслужении над оными усопшими панихиды ездят и пьют, поют и потом бегают и скачут на конях и делают из того для экзерции своей настоящее рыстание, в который случай и не без убийства нечаян­ного от скачек тех бывает».
В XIX в. сходный обряд зафиксирован в Митякинской станице, в начале XX в. - в Раздорской.
Вообще поминовение предков было важной частью жизни казаков. У В.Д. Сухорукова читаем: «...Компании стариков собирались на кладбищах на голубцах (у могильных памятников), где, усевшись кружками, каждый поочередно подносил ендову (чашу) крепкого меду и, разнося кружки за упокой усопших и в честь живущих, начинал любимые бо­гатырские песни, повторяемые беседой».
3. Из календарных праздников в XVIII в. отмечались преимущественно свя­занные с церковным календарем - зимние святки (т.е. праздники) - от Рождества до Богоявления (Крещения), завершающая зимний период масленица или сырная неделя (последняя перед Великим постом); из летних - Троица (50-й день после Пасхи). Объединяющим началом всех праздников на Дону был их общинный характер. Группы станич­ников составляли компании, каждая из которых выбирала себе ватажного атамана, двух судей (для разрешения споров и конфликтов) и квартирмей­стера (производное от армейской должности, веда­ющей размещением подразделений). Последний извещал о прибытии компании в дом. На Рождество во главе компаний, обходящих дворы, чтобы «Христа славить», нередко бывали действующие атаманы. На масленицу (в прощеное воскресенье) и в пре­стольные праздники делали общие обеды, частью оплачиваемые из станичных средств, частью участием каждого (в «складку»).
В повседневном быту и на праздниках мужчи­ны и женщины нередко образовывали обособленные группы. Казаки выступали активной стороной, предпринимавшей различные действия (состязания, обходы дворов, организация тех или иных пред­приятий). Женщины принимали гостей, потчевали их, а на улице составляли толпу зрителей. Они (и молодые, и старушки) свой досуг проводили отдель­но; в хорошую погоду в городе Черкасске размещались на разостланном ковре и на общие деньги угощались медом. В.Д. Сухорукое отмечает: «В таковых беседах наши прабабушки любили говорить между собой по-татарски, что в то время было в большой моде».
4. Переходным возрастом для девочек было тринадцатилетие. С этого вре­мени им запрещалось находиться в обществе муж­чин (за исключением свадьбы). Дома они приобщались к ведению хозяйства (кухне) и шитью. Искусница-чеберка умела сшить кубелек (платье), про­стегать одеяло или кафтан, вышить («выстрочить») воротник. Учились они у служанок из богатых се­мей (татарок или турчанок).
Девушкам разрешалось проводить время в обществе подруг за играми в кремешки, в жмурки, в лапту. Они пели и плясали, иногда под надзором бабушек водили хороводы; зимой катались на льду.
Женщины-казачки отличались чистоплотнос­тью, прекрасно вели хозяйство, были красивы.
    5. Кухня донских казаков и в наши дни отличается разнообразием и обилием блюд, заимствованных у других народов. При этом неистощимость фантазии в этой приятной сфере жизни была присуща низовцам. Относительно меню казачьих обедов приходится доверять В.Д. Сухорукову, назвавшему, по-видимому, все блюда, которые были в употреблении в богатых домах Черкасска. Среди них есть и сохранившиеся до сегодняшнего дня, такие как круглики (пироги) с рубленым мясом или дичью, студень, отварные языки, щи, пельмени (шурубарки) в похлебке, борщ со свининой, дулма или долма (вид голубцов в виноградных листьях), лапша, жаркое, фаршированный целиком поросенок, блины, лапшевник, свежие фрукты. Но много и экзотических: мясо лебедя, соленое мясо журавля, суп (похлебка) из курицы, приготовленный с рисом и изюмом, суп из дикой утки, тушка ягненка с чесноком, кушанья из дрофы, куликов и др. Несколько необычна на вкус современного человека каша (уре) из пшена, приправленного кислым молоком.
В качестве напитков подавался мед, приготавливаемый с водой, хмелем и пряностями, либо перевариваемый наглухо закрытым с ягодами.
Походная пища по-прежнему состояла из сухих продуктов - рыбы, мяса, круп, а также сала.
Hosted by uCoz