МОУ СОШ №32 «Эврика-развитие»

Культура донских казаков в первой половине XX в

Подпись: Если под культурой казачества подразумевать то, что создавалось и сохранялось в казачьей среде или ее выходцами, тогда придется признать, что развитие казачьей культуры в первой половине XX в. в некоторых сферах прерывается, в других ослабевает или приобретает скрытый характер. На родной земле в годы расказачивания и последовавшей за этим коллективизации казаки и казачья тема оказались под запретом. Как выражались старики, за пение донского гимна «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон» полага­лось «25 лет Сибири».
Естественное развитие культуры на Дону происходило до начала первой мировой войны. В ходе войны и последовавшей за ней революции посте­пенно разрушается созданная система духовных ценностей, утрачиваются существовавшие формы художественного творчества. После 1920 г. в России казачья культура находится на «нелегальном» положении, но развивается в эмиграции. Немногие деятели культуры, науки и образования, имевшие заслуги перед советской властью или необходимые ей, продолжают свою деятельность, участвуя в становлении советского государства и его духовного облика.
Лишь с начала 30-х гг., в ситуации угрозы новой мировой войны, идет частичное восстановление прав казаков. После отмены в апреле 1936 г. ограничения в отношении военной службы, из-под запрета выходит казачья тема. Но до этого времени проходит целая эпоха.
1. В образовании на Дону до революции 1917 г. произошли существенные изменения. Одним из них было создание системы высшего образования. Первым специ­альным учебным заведением в этой системе стал Алексеевский донской политехнический институт, открывшийся в 1907 г. Одним из условий, выдвигавшихся Войском Донским, был баланс между при­нимаемыми в вуз коренными жителями (казаками) и иногородними. В начале своего существования он имел 4 факультета: горный, механический, химический и инженерно-мелиоративный.
В 1915 г. на базе эвакуированного в Ростов Варшавского университета создается Донской. К 1919 г.>кроме названных, работают Донской ком­мерческий институт, несколько ростовских институтов (женский медицинский, учительский и др.). Благодаря этому молодежь из семей разного достатка могла получать высшее образование невдалеке от дома, что облегчало доступ к нему, способствовало его демократизации.
Другое изменение коснулось станичных и хуторских казачьих школ. До 1916 г. они подчинялись Войсковому хозяйственному правлению и ата­манам военных отделов Войска. С 1916 г. по административным и учебным вопросам школы подчи­няются Министерству народного просвещения. Следствием переподчинения являлось не только ограничение возможности решения проблемы учитель­ских кадров, но и унификация учебных программ, пособий и образовательных стандартов.
В целом же, система образования в начале века была весьма разветвленной, насчитывая к 1919 г. более трех тысяч учреждений различного профиля (начальных школ, средних и среднеспециалъных заведений), в задачу которых входила не только общая подготовка учащихся, но и профессиональ­ная специализация (священники, учителя, фельдшера, ремесленники, мореходы, техники и пр.). Комплекс учебных заведений обеспечивал условия самодостаточности донского края.
        2. В начале века на Дону выходило множество журналов и газет, сотрудниками которых становились начинающие литераторы. Сочетание литературного творчества с журналистикой можно, пожалуй, назвать одной из характерных черт донского литературного процесса.
Ф.Д. Крюков с 1909 г. был сотрудником петербургского «Русского Богатства» (ред. — В.Г. Короленко). А. С. Серафимович (Попов) начал свою жур­налистскую карьеру в ростовском «Приазовском крае», затем перешел в «Донскую речь», где одно время работал и К.А. Тренев. Для «Донской речи» и «Приазовского края» писал С.Я. Арефин - талантливый литератор и собиратель казачьих песен.
Виктор Севский (В. А. Краснушкин) издавал на собственные средства «Донскую волну». Среди одаренных писателей-журналистов Дона можно назвать П.Н. Рвачева, П.А. Скачкова, Т.М. Старикова, Р.П. Кумова, И.Д. Филиппова и т.д. Они публиковались в журналах: «Голос казачества», «Вестник казачества», «Донской край», «Донская волна», «Вольный Дон» и др. Традиции донской журналистики были продолжены в эмиграции.
 3. Начало века и годы войн (первой мировой и гражданской) были отмечены значительным интересом образованных казаков, пре­имущественно офицеров, к литературному творчеству. До войны выходят две книги Ф.Д. Крюкова — «Казацкие мотивы» (1907) и «Рассказы» (1914). А.С. Серафимович (Попов) публикует повесть «Пес­ки» (1908) и роман «Город в степи» (1912). Оба эти писателя были очень талантливы, но каждый по-своему и с большой любовью писал о донском крае. Ф.Д. Крюков стремился понять психологию чело­века, его отношения с общиной, во всей остроте противоречий («Казачка», «В родном краю»).
Художественный язык А. С. Серафимовича был так ярок и близок казачьему поэтическому восприятию мира, что его влияния не избежал и М.А. Шолохов. Сам писатель, стремившийся к разработке социальной темы, высоко оценивал свое мастерство «пейзажиста». Описания донской природы на страницах его произведений пронизаны красками, звуками, запахами, вызывая в сознании эффект присутствия.
К.А. Тренев, получивший образование в донской духовной семинарии, начал свою литературную деятельность с обличительной антицерковной повести «Владыка». Высланный с Дона, он, по его собственному выражению, изливал свою тоску по нему в рассказах («В родном углу», «В станице», «По тихой воде»). Особый успех принесла писателю драма «Любовь Яровая».
В 20-е гг. первые свои рассказы печатает в жур­налах М.А. Шолохов. В 1926 г. отдельными книжками выходят «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Событием, потрясшим литературный мир, стал выход в свет первых двух книг романа «Тихий Дон», опубликованных в журнале «Октябрь». Произведения талантливых предшественников, примкнувших к «белому движению», бы ли преданы забвению и совершенно неизвестны большинству читателей советской России, но роман М.А. Шолохова явился подлинным откровением как по широ­те охвата социально-исторических проблем, глубине психологизма, так и по свежести и новизне литературного языка. Тогда же начались и до сего дня продолжаются споры об авторстве романа. Впро­чем, сегодня уже никто не ставит его под сомнение; дискуссия продолжается вокруг творческого мето­да писателя.
Прерывая работу над «Тихим Доном», М.А. Шолохов в романе «Поднятая целина» обращается к теме коллективизации на Дону. Работа над этими 
двумя произведениями продолжалась 10 лет: в 1932 г. вышла 1-я книга «Поднятой целины», а в 1940-м -последняя, 4-я, «Тихого Дона». После ро­манов М.А. Шолохова в обращении к казачьей теме потребовалась пауза.
4. Иначе раз­вивалось изобразительное искусство. Творившие в начале века художники - К.А. Савицкий, Н.Н. Дубовской, И.И. Крылов, продолжали линию, начатую во второй половине XIX в. художниками-передвижниками. Дубовской и Крылов были замечательными мастерами пейзажа и навеки запечатлели не­тронутые островки донской природы.
М.Б. Греков, опираясь на традиции русской батальной живописи, развивал в своем творчестве такие необычные монументальные формы, как па­норама и диорама. Последняя, благодаря сочетанию нескольких видов искусства - коллажа (включения реальных предметов), макетирования, живописи, создает иллюзию реальности происходящего.
С.Г. Корольков мастерски выполнил полные подлинного драматизма барельефы (настенные скульптурные изображения) на здании драмати­ческого театра им. Максима .Горького в Ростове. В сочетании с конструктивистским решением архитектурного облика (напоминающего трактор) напря­женные скульптурные композиции сделали это зда­ние одним из архитектурных памятников советской эпохи.
Однако в культуре Дона изобразительное ис­кусство занимало более скромное место, чем литература, музыка и театр.
5. С присоединением к Войску Донскому в конце XIX в. Таганрога и Ростова активизируется про­цесс сближения форм культурной жизни донской столицы и двух торговых центров В начале XX в. инициатива во многих областях культуры переходит к бурно развивающемуся Ростову. Здесь на деньги купцов-меценатов и промышленников содержатся многочисленные оркестры, театры, различные клубы. В последнем деся­тилетии XIX в. в Ростове работали музыкальные классы, ставшие частью отделения Императорско­го Ростовского музыкального общества (1896 г.). Они готовили высококвалифицированных инструменталистов и вокалистов. Благодаря этому нача­ло XX в. ознаменовалось постановкой опер («Виндзорские кумушки» Николаи, а за год до этого «Свадьбы Фигаро» Моцарта), квартетными собраниями (исполнением циклических произведений ансамблем четырех инструменталистов).
В 1900 г. в Ростове открывается музыкальное училище. Его выпускники-отличники получали право работать учителями музыки, дирижерами хоров. Все, окончившие училище, могли сделать карьеру преподавателя общеобразовательных дисциплин в приходских и начальных училищах.
Хотя в Новочеркасске, благодаря Мариинскому институту и частным школам, также появля­ются свои солисты, музыкальная слава донской столицы по-прежнему была связана с хоровым и оркестровым исполнительством. Триумф хорового искусства стал очевидным во время празднования следовавших один за другим юбилеев (1911 г. - 100-летие войсковых хоров, 1912 г. - 100-летие Отечественной войны 1812 г., 1913 г. - 300-летие Дома Романовых и др.).
Наряду с Войсковым (включавшим и оркестр) и Архиерейским профессиональными хорами, су­ществовали и любительские в учебных заведениях всех типов: Новочеркасской духовной семинария и духовном училище, гимназии, юнкерском учили­ще, кадетском корпусе и др. Такое же положение было во всех округах Войска. Пресса того времени отмечала высокий уровень ученических хоров. Это стало возможно благодаря тому, что уроки пения в школах занимали до четырех часов в неделю.
Правда, репертуар хоров не отличался разнообразием. Его составляли духовные сочинения Д.С. Бортнянского, А.Ф. Львова, П.И. Турчанинова, хоры из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», гимн «Боже, царя храни», казачьи и солдатские песни. Следует напомнить, что учащиеся, как правило, знали и круг богослужения, включавший ог­ромное число песнопений.
Оркестровых музыкантов, как и в последней трети XIX в., обучали в двух школах — войсковых и атаманских музыкантов. Школа атаманских му­зыкантов готовила инструменталистов для привилегированных гвардейских частей.
С 1899 г. Войсковой оркестр (Музыкантский хор) начинает давать самостоятельные концерты с солистами - пианистами, скрипачами, виолончелистами. Концертный сезон оркестра планировался так, что наибольшее число концертов приходилось на теплое время года — с весны до осени, в то время как зима была театральной.
На первые годы XX в. приходится творческий взлет донского уроженца - скрипача К.М. Думчева. После окончания с отличием Московской консерватории и успешных гастролей по странам мира в 1910 г. он возвращается в Новочеркасск, где до конца своих дней учит музыке детей. Донской скри­пач был вундеркиндом, концертировал с детства и играл сложнейшие сочинения Паганини, Тартини, Сарасате, собственные сочинения.
После открытия в 1908 г. в Новочеркасске музыкальных классов в город возвращается и извест­ный певец - солист Большого театра С.Г. Власов.
        6. Театральная жизнь начала XX в. обогатилась новой формой спектакля, не вполне точно названного дивертисментом. Этим термином име­новались устраиваемые в Александровском саду концерты, сочетавшие разные жанры сценического искусства. Правда, в Новочеркасске, в отличие от Ростова, подобные представления выглядели скромнее и содержали меньше низкопробных но­меров, типа чревовещателя, мимика, шансонеток.
Оперные труппы Новочеркасска не отличались ни постоянным составом, ни высоким качеством исполнения. Следует отметить, что, наряду с при­знанными произведениями отечественной и зарубежной классики, в Новочеркасске ставились и произведения местных авторов, как, например, музыкальный спектакль Н.В. Климова «Венецианский мавр».
К сожалению, Войсковому правлению всегда не хватало денег на поддержание и развитие профессиональных театральных и музыкальных коллек­тивов.
7. Несмотря на огромные людские потери в ходе гражданской войны, когда погибали целые полки, значительная часть казаков (по данным К.Н. Хохулышкова, око­ло 100 тыс. человек), примкнувших к «белому движению», эмигрировала за границу. Постепенно расселяясь из Турции, Греции, Болгарии, Югосла­вии и других стран, они заполонили Европу, образовали компактные поселения в Азии (Монголия, Китай), Северной и Южной Америке.
В первые же годы пребывания в изгнании возобновилась столь любимая казаками литератур­но-издательская деятельность. В 20 —30-е гг. выходило около 50 наименований журналов. Об их содержании можно судить по подборке материалов из эмигрантских журналов, изданной ростовским историком В.С. Сидоровым в книге «Крестная ноша». Благодаря статьям, рецензиям, письмам можно составить представление о культурной жизни в эмиграции.
Центром, сосредоточившим научные силы, к 1926 г. стала Прага, куда были перевезены Дон­ской казачий архив и архив штаба Донского корпуса. Уникальная документальная база позволила подготовить три выпуска «Донской летописи» и книгу С.Г. Сватикова «Россия и Дон». На этих изданиях выросло не одно поколение казаков-эмигрантов в разных частях мира.
Из самых известных поэтов и писателей зарубежья следует назвать П.Н. Краснова (автор 23 ро­манов и повестей), Н.Н. Туроверова, написавшего пронзительные строки о расставании с родиной.
На Балканах - в Болгарии, Югославии - в начале 20-х гг. появляется несколько казачьих (мужских) хоров. Одним из первых и самых знамени­тых стал сравнительно небольшой, всего в 36 человек, хор С.А. Жарова, начинавший свою карьеру как церковный. Его руководитель — певчий Синодального хора (г. Москва) и выпускник Синодального училища, С.А. Жаров сумел сплотить вокруг себя талантливых певцов из военных. Начав выступления с 1921 г. в традициях войсковых хоров, он совмещал богослужения в церквях посещаемых городов с выступлениями в концертах. Основу репертуара составляли духовные сочинения русских композиторов XIX - XX вв., в том числе пребывав­шего в эмиграции С.В. Рахманинова, и народные песни, преимущественно армейские. В концертах С.А. Жаров использовал элементы сценического действия, увлекался звукоподражанием, что постепенно снижало художественный уровень выступлений.
Не менее популярен был Донской имени ата­мана Платова казачий хор (донских казаков) под руководством сотника Н.Ф. Кострюкова, включив­ший часть хористов из коллектива известного регента и композитора А. Архангельского. Вообще же подобные хоры имели едва ли не все воинские подразделения, сохраняемые казаками на Балканах и Дальнем Востоке. В Шанхае известностью пользовались хоры под управлением Ф.Я. Астраханского и Агафонова.
Сами казаки иронически замечали, что обнаруживали в себе неведомые дотоле таланты и зарабатывали на жизнь своим искусством. Постепенно в Европе сложился привычный стереотип казачьего шоу - джигитовка (вольтижировка), выступление хора, завершавшееся казачьими песнями и пляской солистов.
По-разному сложилась судьба профессиональных музыкантов художников, танцовщиков. Мно­гие из них выступали на самых престижных сценах мира.
Казаки в эмиграции уделяли особое внимание поддержанию традиций воспитания и образования. В Харбине и Шанхае (Китай) существовали русская школа и университет, пресса на родном языке, опера, балет. В казачьих школах возникла новая учебная дисциплина - казаковедение. Дети получали хорошую спортивную и военную подготовку, обучались верховой езде, вольтижировке, владению холодным и огнестрельным оружием.
Объединяющим духовным началом разрозненных эмигрантских групп была православная вера, сохраняемая казаками, где бы они не жили.
Hosted by uCoz