МОУ СОШ № 32 «Эврика-развитие

Домашняя страница

Казачество - военное сословие в XVIII — начале XX вв. В XIV—XVII вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XV—XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникли самоуправляющиеся общины “вольных” казаков (главным образом из беглых крестьян).

История происхождения казачества до сих пор рождает споры. Часть историков придерживается версии появления ватаг казаков на просторах дикого поля как результат притеснений и гнёта русских бояр на крепостных крестьян, которые вынуждены были бежать на свободные земли, обретя волю. В других случаях крестьяне шли на Дон из-за голода в России, вызванного неурожаями, которыми страна страдала в XVI веке.

Эти историки сходятся во мнении, что кроме русских на Дон бежали татары, поляки, литвины, даже греки. В обществе всегда находились люди, искавшие свободы и приволья, которых не устраивала осёдлая жизнь по различным причинам. На Дон хлынули севрюки, часть путивльских казаков, а в XV веке сюда пришли новгородцы. Это была вооруженная дружина из города Хлинова, после их разгрома царскими воеводами.

Новгородцы осели на среднем Дону, и многие их обычаи и черты нашли новое воплощение среди казаков: вече стало кругом, тип новгородского жилища с обязательно высоким подклетьем - низами и т.д.

Отдельные историки казачества указывают еще на одну, более позднюю ветвь заселения Дона выходцами из Западной и Восточной Европы. В документах XVII века упоминаются принятые в казаки венгры. В это время в Европе бушевали религиозные войны, и опять люди искали благополучия на Дону. Так среди казаков появились валахи (румыны), немцы (под немцами понимались не только германцы, но и голландцы, датчане, хорваты, французы), еще были богемцы (чехи), ляхи (поляки), прибалтийцы.

Люди, в свое время вышедшие из устоявшегося общества, предпочетшие новое старому, неизвестное известному, покинувшие родину и решившие идти в дикую степь, по складу своего характера должны были быть неимоверно решительными, смелыми и отважными. Именно такие могли выдержать лихие испытания в условиях, когда свои собственные силы были единственной надеждой на выживание.

Не отвергая вышеприведенные версии, многие донские историки соглашаются в том, что выходцев из московского государства на Дону всегда было в немалом количестве, но крестьян-холопов среди них было мало. Беженцы-московцы вначале были почти все военно-служивые люди со своим оружием и боевыми конями. Убегали на Дон не с барских имений, а с пограничных засечных полос и крепостей, так как холоп из крестьян, без оружия, с топором и I рогатиной, в условиях постоянной жестокой степной войны без правил, выжить не мог. Даже при Степане Разине мужиков в казаки принимали неохотно, и только при Кондратии Булавине крестьне-беглецы массово хлынули на Дон.

Казачество - оплот российской государственности, первопроходцы, осваивавшие новые земли, и хранители границ, приумножавшие славу русского оружия! Военно-служилое сословие казаков сыграло огромную роль в истории России. Сотни лет не щадя «живота своего», казачество расширяло и защищало границы земли русской!

Не сохами- то славная землюшка паша распахана…

Распахана наша землюшка лошадиными копытами,

А засеяна славная землюшка казацкими головами.

Такой   эпиграф   не   случайно   выбран   великим   казаком М. А. Шолоховым к роману «Тихий Дон», живописующему жизни обычаи донского казачества!

Донское великорусское казачье войско - старейшее в России покрывшее себя неувядаемой славой, предвосхитившее многие государственные начинания. Всему миру известны победы Петра Великого: взятие турецкой крепости Азов, запиравшей выход в Азово-Черноморский бассейн, Персидский поход и другие военные предприятия, в которых принимали участие казаки. Но задолго до этого    в 1637 году казаки во главе с атаманом Осипом Петровым по своему почину захватили и до 1642 г. удерживали, отбиваясь от 100 тысячного турецкого войска, Азов. Однако государство не готово еще было принять от казачества этот подарок. Казачьи походы «за зипунами» по Каспийскому и Черноморскому побережью известны не только по документам, они живут в памяти народа, в его в песнях и сказаниях. Османская империя, наводившая ужас на цивилизованную Европу, не могла справиться с донскими казаками и даже жаловалась на них русскому царю! Казаки покорили Сибирь, пришли в Приамурье, проложили Северный морской путь. Казачеству принадлежит видное место в хозяйственном освоении окраин России.

Донское казачество изначально формируется на территории Верхнего и Среднего Дона, а по мере освоения новых земель продвигается вниз по Дону в районы, которые в настоящий момент считаются традиционными районами расселения казачества.

Особенностью казачества был не только своеобразный уклад жизни, личная свобода, но и необычное самоуправление - Войсковой круг. На этом общем собрании решалось все важнейшие жизненные вопросы, в том числе войны и мира, на нем выбирались атаманы и есаулы.

Казачество  -  это значительная сила, с которой считались не, враги, но и русские государи. В царских грамотах ХVI-ХVII Дон к казакам обращаются не иначе как к «Великому Войску Донскому»! Государство стремилось привлечь независимое сильное войско на службу. Постепенно из вольного казачества складывается  своеобразное  военно-служилое  сословие,  основой существования которого наряду со службой, становится свободой земледельческий труд. Земля предоставлялась за службу.

Расширение границ России ведёт к росту численности казачества и появлению новых мест расселения - казачьих войск.

Донское казачество положило начало Хоперскому, Гребенскому, Волжскому, Терскому, Кубанскому и другим казачьим войскам. История донского казачества прослеживается с XIV в., с того времени, когда территория Верхнего Дона входила в состав Рязанского княжества, где к югу от Оки лежали земли, которые В. Н. Татищев называет «родиной донского казачества».

Казачество было серьёзной силой, которую использовали для защиты границ. Активно привлекать казачество на службу начал ещё Иван Грозный. Ряды казачества пополняются за счет переселенцев и беглых из центра страны, чему правительство не препятствовало и признало очень важный принцип казачьей вольницы: «С Дона выдачи нету!» Здесь находят защиту и пристанище беглые крестьяне.

Казаки несут городовую, дозорную и сторожевую службу в степи, провожают и встречают государевых послов.

Hosted by uCoz